Опрос

  • Планируете ли вы продолжить учебу в МФ МАДИ?


    Да, после окончания РАДК
    Нет, не планирую


    Результаты

Амиров А.С., замдиректора по УР,

кандидат педагогических наук, профессор

 

В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций.

Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений, связанных с профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям.

Повышение академической активности студентов относится к числу важнейших задач общей проблемы оптимизации построения и управления учебно-воспитательным процессом ГПОБУ «Республиканский автомобильно-дорожный колледж». Академическая активность – это такая активность студента, которая присуща его деятельности по овладению знаниями, навыками и умениями, предусмотренными ФГОС, учебными планами и программами, графиками учебного процесса, а также по овладению качествами, необходимыми ему для успешной производственной деятельности как специалисту данного профиля.

В литературе активность применительно к личности определяется по-разному, через родовые понятия: «состояние», «процесс», «свойство», «характеристика побуждения» к деятельности, «характеристика деятельности». Справедливо полагать, что «познавательная активность» рассматривается и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как «результат». Такой подход к активности, в том числе и к познавательной, предполагает более конкретную и точную связь рассматриваемого понятия с особенностями деятельности и свойствами личности.

Поэтому под активностью мы понимаем свойства личности, проявляющиеся в деятельности, которые характеризуют деятельность со стороны:

а) отношения к ней и б) ее напряженности (интенсивности). В характеристике активности очень важной становится регуляция деятельности, особенно соотношение внешней и внутренней регуляции (саморегуляции).

В зависимости от того, какая деятельность студента рассматривается, мы можем говорить о разных видах активности: познавательной, интеллектуальной, трудовой, общественно-политической, учебной и др. Чем обуславливается введение понятия «активность» студента? Почему не следует ограничиваться понятиями «познавательная», «учебная» и др. виды активности?

Нам представляется, что понятие «академическая активность», являясь интегральным понятием, в той или степени включает в себя другие виды активности: учебную, познавательную, интеллектуальную, трудовую и др. В качестве исходного понятия предлагается следующий вариант ее определения: «Академическая активность» - это такая активность студента, которая характеризует его деятельность по овладению знаниями, навыками и умениями, предусмотренными учебными планами и программами, графиками учебного процесса, а также по овладению качествами, необходимыми ему для успешной производственной деятельности как специалиста данного профиля.

Ядром академической активности является учебное самосознание студентов, под которым понимается сознание обучающимися мотивов, целей, приемов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который организует, направляет и контролирует процесс учения. Таким образом, целевая жизненная установка, мотивация деятельности есть решающие факторы и условия академической активности студентов.

Управлять академической активностью студентов нужно так, чтобы создавались наиболее благоприятные условия для последующей деятельности выпускника колледжа. В этом смысле особое значение приобретает формирование у студентов такого личностного качества, как обучаемость.

Каковы критерии академической активности студентов?

Академическую активность студентов можно оценить по результатам его деятельности. Тогда ее показателями будут успеваемость, посещаемость занятий, степень участия в научно - исследовательской и во внеаудиторной работе (кружки, конференции, олимпиады, рефераты, статьи и т.д.) Непосредственно активность оценивается показателями деятельности на практических, лабораторных, семинарских занятиях, в курсовом проектировании, на производственной практике, в условиях взаимопомощи.

В качестве показателей академической активности может быть использована степень различных интеллектуальных умений осмысливать прочитанное в условиях временных ограничений, находить нестандартные примеры решения задач, строить умозаключения из данных посылок и др. Можно выделить восемь основных групп факторов, от которых зависит академическая активность студентов:

1)       личность студента;

2)       содержание образования и организация деятельности студентов;

3)       содержание, методы и формы воспитания;

4)       методы, приемы и формы обучения;

5)       система контроля за деятельностью студентов;

6)       научная квалификация и педагогическое мастерство преподавательского состава;

7)       материально-техническая база колледжа;

8)       условия труда, быта и отдыха преподавателей и студентов.

На академической активности, прежде всего, сказываются также качества личности, как:

-  направленность личности студента, его деловые качества;

- интерес к выбранной профессии характеристика мотивационно-потребительской сферы;

- система отношений (отношение к людям, труду, учебе, вещам и т.д.).

- индивидуально-психологические особенности (внимание, память, мышление, воля, задатки, умственные способности и др.);

- исходный уровень знаний, навыков и умений при поступлении в колледж;    

- степень осмысления, требований, предъявляемых к студенту и специалисту со средним образованием;

Систематическая проверка, измерение и оценка важнейших параметров личности обучаемых, а также выработка корректирующих педагогических воздействий     с целью дальнейшего развития индивидуально-личностных  качеств      являются основными         задачами    педагогического коллектива колледжа.

Академическую активность студентов можно       повысить   за счет совершенствования структуры и содержания образования, организации  деятельности студентов. Для этого необходимо разработать модели специалистов и паспорта специальностей, оптимизировать учебные планы и программы, графики учебного процесса и расписание занятий, определить место каждой учебной дисциплины в системе подготовки специалистов и установить связи ее с другими дисциплинами. На основе этих данных и с учетом бюджета внеаудиторного рабочего времени необходимо уточнить по всем дисциплинам объем и содержание самостоятельной работы студентов.

Не менее важным резервом в повышении академической активности студентов является совершенствование содержания, методов и организационных форм воспитательной работы в колледже.

Особое значение имеют такие организационные формы как соревнования и смотры, конкурсы студенческих групп, организация и проведение выставок технического творчества, работы учебно-воспитательных комиссий, кураторство, слеты отличников, формирование и организация работы студенческих строительных отрядов, проведение внутриколледжных олимпиад по специальностям и предметам и др.

Для совершенствования методов обучения с целью повышения  академической активности студентов необходимо вначале провести экспериментальные исследования и выявить наиболее рациональные варианты сочетания традиционных методов (объяснение, демонстрация опытов, самостоятельная работа с учебником и др.) с методами проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы), с применением средств обучения и контроля, с программированным обучением и т.д.

На основе таких исследований следует разработать по каждой группе дисциплин частные методики и вооружить ими преподавателей.

Особой эффективностью для повышения академической студентов обладают методы проблемного  обучения,  деловые игры, ТСО, обучающие компьютерные программы и другие активные методы.

Для совершенствования организационных форм обучения осуществляются различные мероприятия:

-    перестройка курсов лекций таким образом, чтобы они носили установочный и проблемный характер и не дублировали учебники;

-    перестройки лабораторных практикумов, введение элементов экспериментального исследования;

-    изучение объема самостоятельной роботы обучаемых, определение норм времени на самостоятельную работу по всем дисциплинам и составление графика на учебный год по специальностям и курсам;

-    обучение части студентов старших курсов по индивидуальным планам;

-    внедрение и комплексное использование ТСО во всех формах обучения;

Хороший результат для повышения академической активности дают различные организационно-технические мероприятия поощрения студентов за хорошую успеваемость: объявление благодарности приказом директора колледжа, благодарственные письма родителям, занесение на доску почета, информация в газете, материальное поощрение и т.д.

Существенными факторами,  влияющими на академическую активность студентов, являются научная квалификация и педагогическое мастерство преподавателей.

Какие требования предъявляются к знаниям, навыкам и умениям преподавателя? Как повысить его педагогическое мастерство? Как нормировать его труд, правильно планировать соотношения научного, учебного, методического, общественного и других компонентов деятельности преподавателя?  Для решения этих вопросов следует провести научно-педагогические исследования, обобщить передовой опыт колледжей в планировании и нормировании  труда преподавателей.

Совершенствованию педагогического мастерства преподавателей способствуют такие формы, как проведение и анализ открытых лекций, взаимопосещение занятии, семинары психолого-педагогических знаний, научно-методические конференции по актуальным вопросам обучения и воспитания, участие преподавателей в научно-педагогических исследованиях и методической работе, проведение конкурсов на звание лучшего преподавателя, куратора.

Укрепление материально-технической базы колледжа с целью повышения академической активности студентов предлагает широкое внедрение компьютеров с современным программным обеспечением и доступом к сети «Интернет», тренажеров, специальной техники и оборудования (в том числе полиграфического), приборов, технических средств обучения, прикладных, специальных и образовательных программ, электронных учебников и т.д.

Эффективность учебно-познавательной деятельности обучаемых зависит также от условий их труда, быта и отдыха.  Для оптимизации этих условий следует использовать рекомендации НОТ, физиологии умственного труда, эргономики и других наук.

На академическую активность студентов влияет большое количество различных факторов, из числа которых первостепенное значение имеют содержание и методические принципы ведения учебного процесса. Предметные  цикловые комиссии РАДК на протяжении ряда последних лет занимаются совершенствованием методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность студентов во всех звеньях учебного процесса.

Необходимость активизации процесса обучения диктуется возросшими требованиями к обучению и воспитанию с внедрением стандартов третьего поколения. Интегральная характеристика активности личности - активная жизненная позиция студента, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов.

В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка активности личности: послушный и исполнительный обучающийся оценивается родителями и преподавателями выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный».

В педагогической практике еще не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение обучающимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение студентов должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, обучающиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов (алгоритмов) решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на республиканских предметных олимпиадах, на вступительных экзаменах в ВУЗах, когда условия задач требуют нестандартного подхода к решению. Поэтому применение активных методов обучения формирует у студентов колледжа творческий характер, познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, проблемно-поисковые упражнения, исследовательские лабораторные работы, метод развивающего обучения, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод создания эмоционально-нравственных ситуаций, метод аналогий, метод создания на уроках ситуаций занимательности, метод анализа  жизненных ситуаций и др.

В основе научно-технического и социального прогресса лежит активность личности, что предъявляет специфические требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретаций связана с желанием обучающегося постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность предполагает стремление обучающихся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательного интереса. Стимулирование творческой активности студентов требует от преподавателей создание таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение. Воспитание академической активности в процессе мобилизации нравственно-волевых усилий студентов на достижение учебно-познавательных целей происходит тогда, когда оно побуждается не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами. При изложении новой темы преподаватель сообщает значительное количество информации описательного характера, что ведет к снижению академической активности, не стимулирует мыслительную деятельность, не способствует развитию творческих способностей студентов. От студента  в ходе урока требуется в первую очередь проявление действий, основанных на запоминании. В результате этого возможности урока в полной мере не реализуются.

Развивающее (проблемное) обучение строится на качественно новом методическом уровне преподавания, когда в ходе отдельных уроков перед студентами ставятся те или иные проблемные ситуации или задачи, требующие для своего решения творческой мыслительной  деятельности.   Следовательно, развивающее обучение имеет психолого-педагогический характер и при разработке его принципов нужно учитывать закономерности развития интеллектуальных способностей и творческого мышления человека.

При методической разработке урока необходимо стремиться к оптимальному соотношению между сообщаемым студентам объемом учебной и научной информации и вводимыми в структуру урока творческими заданиями с анализом методов их решения.

Одним из направлений своей работы предметные цикловые комиссии (ПЦК) РАДК определяют разработку методики развивающего обучения по всем дисциплинам. В процессе ее создания ведется глубокая методическая проработка содержания и построения каждого урока в следующих основных направлениях:

1. Уточнение объема и содержания учебного материала каждого урока и определение его узловых вопросов.

2. Выявление возможности постановки тех или иных проблемных ситуаций и задач. Их отбор для реализации целей данного урока.

 

3. Разработка структурно-логических схем межпредметых и внутрипредметных связей урока с постановкой и рассмотрением проблемных ситуаций и задач.

4. Определение степени использования интерактивных досок, мультимедийной аппаратуры и других видов учебных пособий в структуре урока и отдельных его фрагментах.

5.   Рекомендации по методам и приемам преподавателя и действиям студентов в ходе урока при анализе проблемных ситуаций и решении задач. Поиск оптимальных педагогических и методических приемов ведения урока, отвечающих поставленным целям.

       Разработка и реализация методики развивающего (проблемного) обучения дает возможность решать важнейшие педагогические и воспитательные задачи учебного процесса и в том числе повышать академическую активность, развивать творческие способности и творческое мышление, а в конечном итоге повышать интерес студентов к изучению данной дисциплины. В ходе учебного  процесса каждый студент должен приобрести и выработать указанные качества. Для этого необходимо выполнение одного непреложного условия: студент должен получить определенный запас научно-технических знаний в данной и смежной областях. По мере овладения знаниями и накопления определенного их объема создается необходимая предпосылка для перехода студента на более высокий уровень творческого развития и возможностей творческой деятельности.

Таким образом, проблема повышения академической активности  студентов является комплексной. Она может быть решена на основе научно-педагогических и психологических исследований, направленных на изучение личности студента, оптимизацию учебных планов и других учебно-программных документов, самостоятельной работы  обучаемых, совершенствование методов, средств и организационных форы обучения и воспитания. Более подробный перечень организационно-технических, методических и научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование компонентов учебно-воспитательного процесса с целью повышения академической активности студентов,  дан в приложении.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Приложение

 

Примерный перечень научно-исследовательских, методических и организационно- технических работ, направленных на повышение академической активности студентов

 

1.                Исследование и определение путей совершенствования содержания методов и организационных форм воспитания студентов.

1.1.          Анализ закономерностей воспитательного процесса. Принципы воспитания и их реализация в практической деятельности коллектива колледжа.

1.2.          Основы комплексного подхода к воспитанию студентов. Проблемы академической активности и профессионального становления специалистов в условиях колледжа.

1.3.          Социально-психологическая структура студенческого коллектива.  Социально-психологические факторы и проблемы развития академической активности.

1.4.          Исследование форм и методов воспитания общественно-политической активности обучаемых.

1.5.          Изучение роли кураторов в воспитании студентов.

1.6.          Исследование вопросов развития студенческого самоуправления.

1.7.           Исследование зависимости академической активности студентов от содержания, методов и форм  воспитательной работы.

 

2.                Исследование психологических вопросов академической активности студентов.

2.1.          Исследование закономерностей познавательной деятельности  студентов.

2.2.          Разработка системы количественных и качественных показателей академической активности.

2.3.          Изучение влияния индивидуально-психологических особенностей личности на академическую активность.

2.4.          Исследование психофизиологических механизмов в адаптации первокурсников к условиям колледжа.

2.5.          Изучение психологических условий формирования устойчивого  интереса к выбранной специальности.

2.6.          Определение критериев и методов диагностики профессиональных способностей.

2.7.          Исследование психологических условий и методов направленного формирования профессионально ценных качеств личности.

2.8.          Разработка психологических основ процесса формирования профессиональных умений и навыков в зависимости от профиля подготовки.

2.9.          Индивидуальный подход и различия типологических свойств нервной системы.

2.10.     Психологические условия оптимальной структуры студенческих и педагогических коллективов.

2.11.     Исследование психологических причин отставания и неуспеваемости студентов.

 

3.                Исследование путей совершенствования структуры и содержания образования.

3.1.          Разработка модели личности специалиста широкого профиля.

3.2.          Пути и средства разработки паспортов специальностей и профессионально-квалификационных характеристик.

3.3.          Оптимизация учебных планов и графиков учебного процесса (на примере конкретных специальностей).

3.4.          Выявление и анализ межпредметных связей в преподавании конкретных дисциплин.

3.5.          Обоснование содержания обучения и принципов построения учебных программ по дисциплинам.

3.6.          Построение индивидуальных графиков учебного процесса (по специальностям).

3.7.          Установление оптимального соотношения теоретического и практического (производственного) обучения.

3.8.          Обеспечение непрерывной математической, экономической и конструкторской подготовки специалистов.

3.9.          Исследование объема и структуры внеаудиторной самостоятельной работы студентов (по специальностям и курсам).

3.10.     Исследование особенностей определения содержания и последовательности изучения дисциплин при обучении без отрыва от производства.

3.11.     Разработка комплексного плана учебно-методической и воспитательной работы по подготовке специалистов (на примере конкретных специальностей).

 

4.                Исследование и совершенствование методов и организационных форм обучения.

4.1.          Разработка методик преподавания дисциплин (частных методик).

4.2.          Исследование эффективности методов проблемного обучения (проблемное изложение учебного материала, частично-поисковый и исследовательский методы) на лекциях, практических и семинарских занятиях, в самостоятельной работе, курсовом и дипломном проектировании.

4.3.          Разработка частных методик применения учебных фильмов, наглядных пособий (на примере конкретных учебных предметов).

4.4.          Комплексное использование ТСО в учебном процессе (на примере конкретных учебных предметов).

4.5.          Разработка методик применения деловых игр, создания хозяйственных ситуаций и других активных методов преподавания социально-экономических дисциплин.

4.6.          Разработка методик применения компьютерных программ на лабораторно-практических занятиях (на примере конкретных учебных предметов).

4.7.          Разработка информационного фонда (учебных фильмов, электронных учебников, обучающих программ) для самостоятельной работы студентов (на примере конкретных учебных предметов).

4.8.          Разработка обучающих компьютерных программ (на примере конкретных учебных предметов).

4.9.          Исследование и совершенствование методов обучения на занятиях (на лекциях, практических, лабораторных и семинарских занятиях).

4.10.     Исследование научно-методических основ повышения качества лекций, лабораторно-практических и семинарских занятий, курсового и дипломного проектирования, производственных практик и самостоятельной работы.

 

5.                Исследование путей повышения эффективности труда преподавателей.

5.1.          Исследование путей совершенствования планирования, нормирования и стимулирования труда преподавателя.

5.2.          Научная организация труда преподавателей.

5.3.          Разработка и внедрение системы непрерывного повышения педагогического мастерства преподавателей.

5.4.          Изучение методов и форм воспитательной работы с молодыми преподавателями колледжа.

5.5.          Исследование эффективности методов и форм повышения научной квалификации преподавателей.

5.6.          Разработка педагогических основ научно-методической работы преподавателя.

5.7.          Изучение и совершенствование условий труда и отдыха преподавателей.

 

6.                Исследование и совершенствование условий труда, быта и отдыха студентов.

6.1.          Исследование и улучшение санитарно-гигиенических условий в учебных помещениях и общежитиях.

6.2.          Исследование и совершенствование режима учебной, научной и общественной деятельности студентов.

6.3.          Физиологические и психолого-педагогические основы научной организации труда студентов.

6.4.          Изучение состояния здоровья и работоспособности обучаемых на разных стадиях (этапах) обучения.

6.5.          Разработка психофизиологических и гигиенических рекомендаций по совершенствованию учебного графика и расписания занятий, созданию оздоровительных мероприятий.

6.6.          Медико-гигиенические и психофизиологические основы организации отдыха студентов.

 

 

 


Наверх