Опрос

  • Планируете ли вы продолжить учебу в МФ МАДИ?


    Да, после окончания РАДК
    Нет, не планирую


    Результаты

Амиров А.С., зам. директора по УР
кандидат педагогических наук, профессор.

       В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования—это ориентация образования не только на усвоение обучающимися суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций.

       Повышение академической активности студентов относится к числу важнейших задач общей проблемы оптимизации построения и управления учебно-воспитательным процессом ГПОБУ «Республиканский автомобильно-дорожный колледж». Академическая активность—это такая активность студента, которая присуща его деятельности по овладению знаниями, навыками и умениями предусмотренными ФГОС, учебными планами и программами, графиками учебного процесса, а также по овладению качествами, необходимыми ему для успешной производственной деятельности как специалисту данного профиля.

       На академическую активность студентов влияет большое количество различных факторов, из числа которых первостепенное значение имеют содержание и методические принципы ведения учебного процесса. Предметные  цикловые комиссии РАДК на протяжении ряда последних лет занимаются совершенствованием методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность студентов во всех звеньях учебного процесса.

Необходимость активизации процесса обучения диктуется возросшими требованиями к обучению и воспитанию с внедрением стандартов третьего поколения. Интегральная характеристика активности личности—активная жизненная позиция студента, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. В психологии активность личности, обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противоставлении реактивности—поведению, зависящему главным образом от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка активности личности: послушный и исполнительный обучающийся оценивается родителями и преподавателями выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный».

       В педагогической практике еще не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение обучающимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение студентов должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, обучающиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов (алгоритмов) решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на республиканских предметных олимпиадах, на вступительных экзаменах в Вузах, когда условия задач требуют нестандартного подхода к решению. Поэтому применение активных методов обучения формирует у студентов колледжа творческий характер, познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, проблемно-поисковые упражнения, исследовательские лабораторные работы, метод развивающего обучения, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод создания эмоционально-нравственных ситуаций, метод аналогий, метод создания на уроках ситуаций занимательности, метод анализа  жизненных ситуаций и др.

       В основе научно-технического и социального прогресса лежит активность личности, что предъявляет специфические требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением обучающихся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретаций связана с желанием обучающегося постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность предполагает стремление обучающихся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательного интереса. Стимулирование творческой активности студентов требует от преподавателей создание таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение. Воспитание академической активности в процессе мобилизации нравственно-волевых усилий студентов на достижение учебно-познавательных целей происходит тогда, когда оно побуждается не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами. При изложении новой темы преподаватель сообщает значительное количество информации описательного характера, что ведет к снижению академической активности, не стимулирует мыслительную деятельность, не способствует развитию творческих способностей студентов. От студента  в ходе урока требуется в первую очередь проявление действий, основанных на запоминании. В результате этого возможности урока в полной мере не реализуются.

       Развивающее (проблемное) обучение строится на качественно новом методическом уровне преподавания, когда в ходе отдельных уроков перед студентами ставятся те или иные проблемные ситуации или задачи, требующие для своего решения творческой мыслительной  деятельности.   Следовательно, развивающее обучение имеет психолого-педагогический характер и при разработке его принципов нужно учитывать закономерности развития интеллектуальных способностей и творческого мышления человека.

При методической разработке урока необходимо стремиться к оптимальному соотношению между сообщаемым студентам объемом учебной и научной информации и вводимыми в структуру урока творческими заданиями с анализом методов их решения.

       Одним из направлений своей работы предметные цикловые комиссии (ПЦК) РАДК определяют разработку методики развивающего обучения по всем дисциплинам. В процессе ее создания ведется глубокая методическая проработка содержания и построения каждого урока в следующих основных направлениях:

1.Уточнение объема и содержания учебного материала каждого урока и определение его узловых вопросов.

2.Выявление возможности постановки тех или иных проблемных ситуаций и задач. Их отбор для реализации целей данного урока.

3.Разработка структурно-логических схем межпредметых и внутрипредметных связей урока с постановкой и рассмотрением проблемных ситуаций и задач.

4.Определение степени использования интерактивных досок, мультимедийной аппаратуры и других видов учебных пособий в структуре урока и отдельных его фрагментах.

5.Рекомендации по методам и приемам преподавателя и действиям студентов в ходе урока при анализе проблемных ситуаций и решении задач. Поиск оптимальных педагогических и методических приемов ведения урока, отвечающих поставленным целям.

       Разработка и реализация методики развивающего (проблемного) обучения дает возможность решать важнейшие педагогические и воспитательные задачи учебного процесса и в том числе повышать академическую активность, развивать творческие способности и творческое мышление, а в конечном итоге повышать интерес студентов к изучению данной дисциплины. В ходе учебного  процесса каждый студент должен приобрести и выработать указанные качества. Для этого необходимо выполнение одного непреложного условия: студент должен получить определенный запас научно-технических знаний в данной и смежной областях. По мере овладения знаниями и накопления определенного их объема создается необходимая предпосылка для перехода студента на более высокий уровень творческого развития и возможностей творческой деятельности.

 


Наверх