Опрос

  • Планируете ли вы продолжить учебу в МФ МАДИ?


    Да, после окончания РАДК
    Нет, не планирую


    Результаты

Амиров А.С., зам. директора по учебной работе МАДК,

кандидат педагогических наук, профессор

В своих выступлениях Глава Республики Дагестан Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов отмечает, что одним из главных направлений в его деятельности является реформирование системы образования и что образование – это главный двигатель возрождения Дагестана.

Система среднего профессионального образования имеет многообещающие перспективы. Основными направлениями развития среднего профессионального образования в целостной системе образования предусмотрено:

-      обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования и дальнейшего развития его образовательной, культурной и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;

-      совершенствование системы образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию;

-      совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;

-      развитие нормативно-правовой и методической базы среднего профессионального образования;

-      формирование механизмов прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;

-      формирование системы управления среднего профессионального образования, гибко сочетающей региональные, отраслевые, межрегиональные и межотраслевые принципы;

-      развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качества определенности и практической направленности среднего профессионального образования;

-      совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических работников для образовательных учреждений среднего профессионального образования;

-      обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и методической литературой, техническими средствами обучения;

-      создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы учебного заведения;

-      развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.

Экономическая функция СПОподразумевает расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы с учетом потребностей общества, формирование рынка труда и оказание образовательных услуг, воздействие на социально-экономические процессы, развитие науки, техники и производства. В начале 90-х годов в России произошли серьезные социально-экономические изменения. Социализацию студенческой молодёжи необходимо было проводить с учётом этих перемен. Важное значение приобрело формирование ее социально-экономической активности, предприимчивости. Экономические реформы, направленные на создание рыночной сис­темы хозяйствования в России, не могли достигнуть успеха без ста­новления каждого работника не только как носителя способности к труду, но и как активного социально-экономического субъекта. С одной стороны, социально-экономическую активность можно рассматривать как предпосылку развития экономической системы, т.к. экономическая реформа есть процесс, который развертывается в деятельности людей. С другой стороны, социально-экономическая ак­тивность выступает как результат функционирования определенной системы экономических отношений и тех изменений, которые происхо­дят в этой системе. Формирование социально-экономической активности подрастающего поколения является важным условием выхода из экономического кри­зиса и становления цивилизованной рыночной экономики. В условиях обостряющейся конкуренции за право на труд высокая социально-экономическая активность является определенным гарантом уверенности выпускников в завтрашнем дне.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. основными чертами развития системы среднего специального образования России стали: многократное реформирование органов управления образованием и промышленностью, резкое сокращение бюджетного финансирования, задержка реализации государственных программ поддержки образования. Адекватным ответом на данные явления стала мобилизация внутренних ресурсов средней профессиональной школы и ее модернизация в соответствии с условиями рыночной экономики. Были введены новые специальности, получили развитие негосударственные образовательные учреждения и другие формы платных образовательных услуг. Во второй половине 1990-х гг. развивается процесс восстановления связей техникумов и колледжей с отраслевыми министерствами и базовыми предприятиями, одновременно средние специальные учебные заведения включаются в региональные образовательные системы. За годы своего существования СПУЗы выпустили десятки тысяч специалистов, многие из которых стали заслуженными и известными деятелями. Перед среднеспециальной школой того времени стояли задачи улучшения материально-технической базы, качества преподавания и подготовки кадров для преподавания. С началом конверсии, повальных кризисов, перестроечного периода, СПУЗы попали в тяжелое положение. Желающих поступить в техникумы было еще сравнительно много, вместе с тем, многие заводы на тот момент закрылись. Возникла проблема трудоустройства выпускников среднеспециального профиля, многим приходилось самостоятельно искать свое рабочее место.

В настоящее время в республике остро стоит проблема кризиса образования. В его структуре наблюдаются явные диспропорции между звеньями образования, главным образом в соотношении СПО и высшего образования. В Дагестане более 80 % выпускников 9 классов продолжают обучение в школе для получения среднего образования. Это один из самых высоких показателей по РФ. Подавляющее большинство выпускников школ поступают в ВУЗы. Вместе с тем в мире нет ни одной экономики, способной дать работу такому количеству специалистов с высшим образованием. В ВУЗах республики обучается почти 100 тыс. студентов. В советский период, когда ситуация с трудоустройством была лучше, функционировало 5 ВУЗов, но даже при этом многим приходилось искать работу в других регионах страны. Очевидна невостребованность подавляющего большинства выпускников ВУЗов. В этих условиях еще больше возрастает роль учреждений СПО, которые позволят обеспечить значительную часть молодежи работой. Серьезная проблема наблюдается и в системе ценностных ориентаций молодежи, когда получение качественного образования ставится на последние места. Подобная инертность мышления сохранялась и в 90-е годы, когда многие добились успеха, не имея высшего образования. В последние годы наметилась тенденция рационального отношения к высшему образованию. В современных условиях для молодежи достаточно возможностей реализоваться и без высшего образования. На 1000 человек в СПУЗах приходится 9, 5 учащихся (по РФ – 16,7). При почти формальном всеобщем высшем образовании Дагестан отличается низким качеством профессиональной подготовки выпускников. Только постепенное избавление от стереотипа «обязательно отучиться в престижном вузе» Дагестан может создать действительно эффективную систему профессионального образования.

Однако не является секретом, что подавляющее большин­ство абитуриентов и родителей стали считать практи­чески безальтернативным путем успешного жизнен­ного обустройства молодых людей их поступление в вуз сразу после получения школьного аттестата зре­лости. «Укороченный маршрут» к обретению вузов­ского диплома рассматривается в качестве наиболее рационального средства, обеспечивающего достой­ную профессиональную социализацию личности, и любой иной вариант, особенно через посредство на­чального профобразования, воспринимается как нера­зумная потеря времени.

Главной причиной подобной психологической ус­тановки еще в советское время стала господствовав­шая тогда партийно-номенклатурная система отбора и продвижения руководящих кадров в структурах гос­управления, высших эшелонах управления народным хозяйством, в командном составе вооруженных сил, правоохранительных органов и т. п.

Школьный всеобуч привел к резкому, скачкооб­разному росту уровня грамотности в стране, обеспе­чил массовую подготовку специалистов народного хозяйства разных уровней, что позволило партийно-бюрократическому аппарату со временем ужесточить формальные требования к образовательному уровню лиц, претендующих на карьерный рост в различных сферах народного хозяйства, и особенно в сфере управления. Всеобуч породил установку на возмож­ность полноценного самоутверждения личности ис­ключительно через получение высшего образования, все прочие пути самореализации стали воспринимать­ся как «окольные», «побочные» и т.п. Учеников в школе стали пугать тем, что в случае недобросовест­ного отношения к учебе они не смогут поступить в вуз и станут колхозниками или рабочими.

Сложилась парадоксальная ситуация: государство, декларировавшее диктатуру пролетариата, постепенно низвело в общественном сознании труд рабочего и крестьянина до уровня второсортного, непрестижного занятия, а самих пролетариев общество фактически приравняло к маргиналам. Незаметно в среде молодых людей – выходцев из рабоче-крестьянской среды стала доминировать ориентация на изменение социального статуса путем стратовой миграции, основным средст­вом которой, по мнению большинства, является полу­чение высшего образования. Одновременно произошла своего рода ментальная инверсия: молодые люди в ка­честве главной цели стали рассматривать вовсе не со­держательную сторону образования (получение знаний и умений), а внешнюю, атрибутивную (получение до­кумента об образовании).

В сфере профессионального образования произошел психологический перекос, когда выпускники средних специальных учебных заведений стали рассматриваться как «недоучившиеся» врачи, «недоучившиеся» инженеры, «недоучившиеся» учителя, а среднее профессиональное образование – как неполноценное, требующее непременно последующего образования. Эта ложная установка была создана особенностями существовавших условий, когда любой молодой человек, имеющий карьерные амбиции включается в некий государственный список резервистов на номенклатурные должности, и важнейшим показателем его пригодности для карьерного роста было наличие диплома о высшем образовании. Если бы в стране была свободная рыночная экономика, и каждый имел бы возможность самостоятельно решать проблему своего карьерного роста (создать собственное дело), подобная проблема не возникла бы по определению. Но когда единственной возможностью для обеспечения должного социального статуса является «игра в номенклатуру» молодому человеку волей-неволей необходимо получить вузовский диплом. Это привело со временем к профанации высшего образования, поскольку главной целью большинства студентов стало не получение знаний и специальности, а получение диплома как пропуска в номенклатурный список. Одновременно резко исказилось представление о специалистах среднего звена как о недостаточно подготовленных людях.

При формально почти всеобщем высшем образовании Дагестанские вузы отличаются низким качеством профессиональной подготовки выпускников и  трудовых ресурсов. Только постепенно избавляясь от сложившихся в обществе ментальных стереотипов, которые требуют обязательно получить «престижный» диплом вуза, Дагестан может создать действительно эффективную систему профессионального образования.

Не случайна обеспокоенность дагестанского общества ситуацией бесплановой подготовки кадров: с одной стороны, перепроизводством специалистов с высшим образованием, с другой стороны, – острой нехваткой квалифицированных специалистов среднего звена. Большинство выпускников вузов Дагестана не могут найти работу по специальности, так как вузы не получают заявок на трудоустройство своих выпускников. Даже тем, кто получает дипломы с отличием, работа не предлагается. Выпускники с монопрофессией специалиста, указанной в дипломе, самостоятельно трудоустраиваются далеко не всегда и весьма часто – не по полученной специальности. Происходит, на наш взгляд,  неоправданное расходование бюджетных средств.

Махачкалинский автомобильно-дорожный колледж им. М. Дахадаева – это один из крупнейших и старейших колледжей Дагестана, ведущий подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена в области автомобильного транспорта, дорожного и аэродромного строительства, мостостроительства, экономики дорожного хозяйства и автомобильного транспорта с 1932 года. В 2012 году коллектив Махачкалинского автомобильно-дорожного колледжа отметил свой 80-летний юбилей. К своему юбилею колледж имел завершенную структурную схему.

Главной проблемой работы коллектива является разработка и внедрение учебно-методической документации в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и формирование на ее основе содержания и качества обучения, отвечающих современным требованиям науки, техники, экономики и управления производством. Особое внимание уделяется следующим направлениям: внедрение в учебный процесс методов активного обучения; усиление связи с производством и ВУЗами; компьютеризация учебного процесса; обмен современными технологиями обучения студентов с коллегами по колледжу и других средних профессиональных учебных заведений города и республики; укрепление связей между учебными предметами; гуманизация образования; согласование учебных программ с ВУЗами для непрерывной подготовки специалистов; разработка учебно-методических комплексов в связи с изучением новых дисциплин в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта; организация самостоятельной работы студентов в виде проведения индивидуальной работы. В колледже постоянно ведется работа по изучению и обобщению опыта, отражение в планах работы методического совета, дневных и заочного отделений, предметных цикловых комиссий. Вся научно-методическая работа преподавателей проводится в соответствии с комплексной программой перспективного развития колледжа.

Улучшение качества подготовки специалистов способствует организуемая в рамках цикловых методических комиссий колледжа целенаправленная работа по формированию у студентов необходимых общеучебных и интеллектуальных умений, позитивной мотивации к учению, устойчивого интереса к избранной специальности. Важным фактором в решении проблемы повышения качества образования является формирование отношения социального партнерства с отраслевыми и высшими учебными заведениями, особенно с Махачкалинским филиалом Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, непосредственными заказчиками и потребителями специалистов среднего профессионального звена, с которыми уже на протяжении многих лет колледж сохраняет тесное сотрудничество.

Для повышения профессионализма выпускников по согласованию с дорожно-строительными, автотранспортами и правоохранительными организациями Республики Дагестана организовываются встречи-семинары руководителей дорожной отрасли, транспортных организаций со студентами 4 курсов по вопросам экономики, современных технологий и региональных особенностей дорожно-транспортного комплекса. По окончании учебного заведения выпускники колледжа имеют возможность получить высшее профессиональное образование. Для этой цели в учебные планы колледжа введены дополнительные предметы: высшая математика, логистика, химия, гидравлика и некоторые другие. При поступлении на второй курс университета студенты колледжа должны в течение первого полугодия «досдать» предметы, которые ими не изучались ранее. У коллектива колледжа сложились деловые отношения с ведущими специалистами филиала МАДГТУ и, в первую очередь, с его директором, бывшим много лет директором колледжа Гасановым Гасаном Магомедовичем.

Средние специальные учебные заведения в составе образовательных комплексов играют роль связующего звена между общим и начальным профессиональным образованием, с одной стороны, и высшим профессиональным образованием, –  с другой стороны, и позволяют сформировать систему поэтапного перехода от общего и практико-ориентированного образования к академическому и таким образом обеспечивают целостность многоуровневого образовательного процесса. Интеграция средних специальных учебных заведений в состав образовательных комплексов позволяет не только развивать взаимодействие среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями в части реализации преемственных образовательных программ, но и обеспечивает активизацию контактов между педагогическими коллективами, совместное проведение методической, научно-исследовательской работы, повышение рациональности использования ресурсов.

Сопряженные - это значит взаимосвязанные, скоординированные программы и учебные  планы  родственных специальностей СПО и ВПО, что зафиксировано государственным образовательным стандартом.

Сопряжённые программы подготовки специалистов в вузе возможны преимущественно для тех специальностей, по которым виды деятельности и их содержание наиболее близки к видам деятельности соответствующих специальностей СПО, а подготовка к их выполнению на более высоком уровне не требует кардинального пересмотра запаса теоретических сведений.  То есть выпускник СПО фактически рассматривается не только как специалист, но и как недоучившийся выпускник ВПО. Само по себе такое взаимодействие весьма продуктивно, так как позволяет оптимально использовать кадровые, научные, материальные ресурсы ВПО и СПО.

Сопряжённость программ  определяется таким факторами, как скоординированность типовых учебных планов и программ СПО, и ВПО, заданных на государственном уровне, а также механизмом выстраивания преемственности образовательных программ СПО и ВПО в каждом конкретном случае.

Наибольший интерес представляют сквозные программы, решающие организационные проблемы образовательного комплекса и объединяющие в одном учебном процессе и материал программ СПО и программы ВПО.

Связь среднего профессионального и высшего профессионального образований позволит максимально учесть и создать условия для реализации потребности личности в образовании, обеспечить научный рост преподавателей профессиональной школы и отработать механизм целевой подготовки специалистов.

Какие именно программы среднего профессионального образования являются сопряженными с программами высшей школы, вы можете узнать, взглянув на таблицу:

 

Перечень сопряженных профессиональных программ среднего и высшего профессионального образования МАДТ и МАДИ 

Специальности среднего профессионального образования

Направления подготовки высшего профессионального образования

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Автомобильные дороги и аэродромы (бакалавриат).

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Экономика и управление на предприятии (в строительстве, на транспорте), (бакалавриат). Бухгалтерский учет, анализ и аудит (бакалавриат).

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Автомобили и автомобильное хозяйство (специалитет).

Программирование в компьютерных системах

Информатика и вычислительная техника (бакалавриат).

Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Организация и безопасность движения (бакалавриат).

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Автомобильные дороги и аэродромы (бакалавриат).  Мосты и транспортные тоннели (очное обучение, специалитет)

Техническая эксплуатация подъемно –транспортных, строительных дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование (специалитет).

Право и организация социального обеспечения

Таможенное дело (специалитет).

  


Наверх